ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГИМНАЗИИ ?11
Имея в основе своей
богатые традиции и историю классического образования, коллектив педагогов гимназии
поставил перед собой цель учебно-воспитательной работы - воссоздание облика классического элитарного образования, его внутреннего
'духа', культивирующего знание, культуру, свободу слова и мысли, возвращение
России широкообразованного, глубокомыслящего,
высоконравственного человека. Сформулированная таким образом цель воспитания
предполагает целостность воспитательной программы, ее мобильность, включающей в
себя все сферы жизни учащегося, образ личности, способной производить свободный
выбор деятельности, будь это учебная, художественная или трудовая, досуговая
или научная.
Реализация
воспитательного влияния происходит как в кратковременном эпизоде воздействия на
детей, так и на протяженном этапе организуемой совместной деятельности, и
основывается на принципах:
* Школа - для
ребенка. Высшим показателем оценки работы школы считать самочувствие в ней
человека, каждого ребенка и взрослого.
* Главная
ценность и основной объект заботы для педагога и воспитателя - личность
ученика.
* Высокая требовательность
к ученику должна органически сочетаться с уважением его человеческого
достоинства.
* Обучение и воспитание - взаимосвязанные процессы,
основанные на взаимодействии педагога, воспитанника и родителей, это творческое
сотрудничество единомышленников.
* Обучение и воспитание эффективны, если они
целесообразны и нешаблонны. Творчество учителя и воспитателя - важнейший
признак педагогической культуры.
* Ни одно
воспитательное средство не может быть хорошим или плохим, если оно взято в
отрыве от целой системы влияний. Воспитание эффективно, если оно системно.
* Воспитательный
процесс дискретен: ребенок не все время находится под воздействием школы.
Именно поэтому желательно, чтобы это воздействие было ярким, запоминающимся,
воспитывающим.
Главным 'инструментом' педагога является коллектив
школы в содружестве с родителями, действующий на демократических и
гуманистических принципах, представляющий союз детей и взрослых, объединенных
общими целями, общей деятельностью, высоконравственными отношениями и общей
ответственностью. Основные направления воспитательной работы исчерпывают
содержание цели и направлены на реализацию способности
ученика быть субъектом своей жизни, находить достойные способы строить
свое поведение, производить достойный человека выбор жизненной позиции, ценя
достоинство своего 'я'.
Концептуальные положения вос-питательной работы в
гимназии следует определить так:
- превращение школы Знаний в школу Воспитания;
- постановка личности
школьника в центр всей образова-тельной системы школы, целостность ее
формирования;
- гуманистическая
ориентация воспитания, утверждение общечеловеческих ценностей;
- развитие индивидуальности, творческих
способностей ребенка.
Сегодня цель воспитания - это воспитание личности
внутренне свободной, способной строить жизнь, достойную Человека'. Это сверхцель, в соответствии с которой особым образом надо
строить наш школьный дом на основах гуманизма, демократизации. Самоуправления и
многого другого.
Более конкретные, реально достижимые цели,
отражающие работу гимназии, формулируются так: 'Воспитание
интеллектуально-развитой, творческой личности, способной к самоопределению и
саморазвитию'.
Главным фактором эффективности воспитательного
процесса является его системность. Поэтому 'Программа воспитательной работы
гимназии' рассчитана на 10 школьных лет.
Материал каждого года включает блоки:
·
'Воспитание отношения к человеку, обществу, идеалу
жизни, идеалу человека'.
·
'Психическое развитие'
·
'Овладение этикетом'
·
'Приобщение к здоровому образу жизни'.
·
'Развитие самоуправления и творчества'.
Каждый блок в 'Программе' на определенный год
представлен разделом, название которого отражает задачу, стоящую перед
педагогом. В конце каждого раздела предлагаются примерные формы работы.
Работа по 'Программе' требует от педагога
творческого подхода, знания возрастных особенностей и психологии детей,
владение различными методами педагогической диагностики, огромной эрудиции и
культуры.
'Программа' является ориентиром для каждого
педагога гимназии, так как школа рассматривается как единая, целостная
воспитательная система.
Основные идеи, нашедшие отражение в программе,
можно сформулировать следующим образом:
- в программе
воспитательной работы должны быть представлены все стороны человеческой
культуры;
- воспитание личности
ребенка должно опираться на высшие достижения культуры, шедевры мирового
искусства;
- содержание программы
должно обеспечить воспитание порядочного человека, не способного к аморальному
образу жизни, живущего достойно и счастливо;
-содержание программы должно соответствовать
интере-сам, потребностям и возможностям возрастного и индивидуаль-ного развития
ребенка;
- содержание программы
ориентируется на регио-нальные особенности и социальную обстановку.
Программа воспитания реализуется в каждом классном
кол-лективе и имеет непосредственный выход на общешкольный уровень при
проведении коллективных творческих дел по каждому из пяти вышеперечис-ленных
блоков.
Что нужно помнить педагогу
о
психологических особенностях учащихся 1 - 5 классов
Дети младшего школьного
возраста располагают значительными резервами развития. Их выявление и
эффективное использование - одна из главных задач педагогов.
С поступлением ребенка в школу под влиянием
обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение
им качеств, свойственных взрослым людям. С первых дней обучения ребенку
необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть
достаточно усидчивым, воспринимать информацию и хорошо ее запоминать.
Задача педагога - помочь детям как можно быстрее
адаптиро-ваться к учебной деятельности в школе и дома, научить их учиться, не
тратя лишних усилий, быть внимательными, усидчивыми.
Еще одна проблема состоит в той, что углубленная и
продуктив-ная умственная работа требует от детей регуляции своего поведения,
сдерживания эмоций, ограничения естественной двигательной активности,
сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах. Многие из них при
этом быстро утомляются, устают.
Особую трудность для детей семилетнего возраста,
начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция
поведения. Ребенок должен сидеть на месте во время урока, не разговаривать, не
ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. В начале школьного
обучения дети нередко испытывают сильноe утомление от занятий, но часто это происходит не
потому, что ребенок устает именно от умственной работы, а по причине его
неспособности физической саморегуляции.
В младшем школьном возрасте
закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов
(воспри-ятие, внимание, память, воображение, мышление, и речь), кото-рые начали
формироваться у ребенка в дошкольный период. С поступлением в школу потребность
в их развитии резко возрастает. Основные виды деятельности, которыми занят
ребенок: учение, общение, игра и труд.
У многих детей в этот период появляются
дополнительные обязанности по дому, и это помогает им быстрее перестроиться на
новую систему отношений. Важно, чтобы в
домашней трудовой деятельности школьника находили отражение и применялись те
знания и умения, которые он приобретает в школе.
Коллективные формы работы, стимулирующие общение,
в младшем школьном возрасте наиболее полезны для общего развития и должны быть
обязательными для детей.
В этом возрасте изменяются детские игры, они
приобретают более совершенные формы, становятся развивающими,
У первоклассников и отчасти у второклассников
доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Учени-ки третьих и пятых классов в
большей степени опираются на словесно-логическое и образное мышление, причем
одинаково успешно решают задачи во всех планах: практическом, образном и
словесно-логическом (вербальном).
Первоклассники и значительная часть учащихся вторых
классов еще не способны к полноценной саморегуляции, в то время как дети, обучающиеся в третьих, пятых классах, вполне в состоянии
управлять собой и внешне - своим поведением, и внутренне - своими психическими
процессами и чувствами.
В 1 - 5 классах ведущей для ребенка становится
учебная деятельность.
Самооценка ребенка непосредственно зависит от
характера оценок, даваемых взрослыми ребенку,
и его успехам в различных сферах деятельности. У младших школьников, в
отличие от дошкольников, уже встречаются самооценки различных типов:
адекватные, завышенные и заниженные.
Важным моментом является
сознательная постановка многими детьми цеди достижения успеха и волевая
регуляция поведения, позволяющая ребенку реализовать ее. Сознательный контроль
собственных действий в младшем школьном возрасте достигает такого уровня, когда
дети уже могут управлять своим поведением, исходя из принятого решения,
намерения, поставленной долгосрочной цели. Особенно отчетливо это проявляется,
когда дети играют или делают что-то своими руками.
Деятельность человека, его поступки и решения
могут опреде-ляться двумя разными мотивами: мотивом достижения успехов и
мотивом избегания неудач. Если взрослые люди, обладающие достаточно высоким
авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи, больше наказывают за
промахи, то в итоге формируется мотив избегания неудачи, который отнюдь не
является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны
взрослого и большая часть стимулов ребенка приходится на успехи, то
складывается мотив достижения успехов.
В 1 - 5 классах в основном оформляется характер
человека, складываются его основные черты. Среди положительных черт характера,
которые проявляются в предметной практической дея-тельности и формируются в
этот период жизни, можно назвать целеустремленность, работоспособность,
настойчивость, ответствен-ность, а как примеры качеств, относящихся к сфере
межличностного общения, - контактность, покладистость, доброту, преданность и
исполнительность.
Для укрепления характера детей воспитателю
рекомендуется:
- включение ребенка в
совместную сюжетно-ролевую игру и деятельность, выполняя которую он должен
будет приспосабливаться к индивидуальным особенностям и действиям других людей;
- выбор в качестве
партнеров для общения и совместной деятельности ребенка с другими детьми таких
детей, которые существенно отличаются друг от друга и от него самого, что
требует различного межличностного поведения;
- постепенное усложнение задач,
которые детям необходимо решать в общении и взаимодействии с другими людьми.
Разумеется, все это необходимо делать не сразу, а
постепен-но, шаг за шагом, переходя от простых задач межличностного плана к более сложным.
Для учащихся 1 - 5 классов игровая деятельность
остается одним из главных видов деятельности. Как и в дошкольном возрасте, игра
в этот период служит средством формирования и развития у ребенка многих
полезных личностных качеств. Она выступает как переходный момент к включению
ребенка в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды
деятельности: учение, общение и труд.
Игры детей дома и в школе можно использовать для
практичес-кого определения уровня личностного развития, достигнутого ре-бенком.
Психодиагностической оценке в 1 - 5 классах
подлежат:
- общая ориентация детей в
окружающем мире;
- отношение ребенка к обучению в
школе;
- внимание;
- память;
- мышление;
- речь;
-
художественно-изобразительные способности;
- трудовые умения и навыки;
- мотивация достижения успеха;
- личностные качества;
- межличностные отношения.
Педагог
совместно с психологом, пользуясь методиками, включенными в программу,
может определить склонности, задатки и способности детей, оценить эффективность
учебно-воспитательной работы в школе с точки зрений того, в какой мере она
способствует продвижению детей вперед в их психологическом развитии.
Что нужно помнить педагогу
о психологических особенностях
подросткового возраста
Об интеллектуальном развитии в подростковом и юношеском возрасте (6- 11-й класс)
С переходом из младших классов в средние и старшие
изменяется положение детей в системе деловых и личных отношений с окружа-ющими
людьми. Все большее место в их жизни начинают занимать серьезные дела, все
меньше времени отводится на отдых и развле-чения. Возрастают требования к
интеллекту. Учителя и родители переходят на новый стиль общения с подростками,
больше аппелируя к их разуму и логике, чем к
чувствам.
Активно идет процесс познавательного развития. Науке
до сих пор недостаточно известно, что происходит с сознанием детей в этот
возрастной период, как меняется их восприятие, внимание и воображение. За
совершенствованием таких познавательных про-цессов, как память, речь и
мышление, наблюдать легче, и о них можно сказать больше.
Подростки и юноши уже могут мыслить логически,
способны к теоретическим рассуждениям и самоанализу. Они относительно свободно
размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически недоступные
интеллекту младшего школьника.
Старшеклассники могут делать общие выводы на
основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе
общих посылок, то есть способны к индукции и дедукции.
Важнейшее интеллектуальное
приобретение подросткового возраста - умение оперировать гипотезами. Можно
говорить о сформированности у подростков
теоретического, или словесно-логического мышления.
Наблюдается интеллектуализация всех остальных
познаватель-ных процессов. Заметен рост сознания и самосознания, углубление
знаний о себе, о людях, об окружающем мире.
Развитие самосознания находит выражение в
изменении мотива-ции основных видов деятельности: учения, общения и труда.
Те виды деятельности, которые прежде выполняли
ведущую роль, например, игра, постепенно отодвигаются
на второй план. Начинается новая стадия психического развития.
В подростковом возрасте активно совершенствуется
самокон-троль деятельности. Вплоть до юношеского возраста у многих подростков
еще отсутствует способность к предварительному пла-нированию деятельности, но
вместе с тем налицо стремление к саморегуляции.
В 6 - 11 классах в психике школьников происходят
важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно развивается
логическая память, но замедляется развитие механической памяти, что связано с
увеличением объема информации. У учащихся могут возникнуть проблемы с памятью;
наряду с этим появляется интерес к способам улучшения запоминания.
В этом возрасте активное развитие получают чтение,
монологи-ческая и письменная речь. Письменная речь улучшается в направ-лении от
способности к письменному изложению до самостоятель-ного сочинения на заданную
или произвольную тему.
Продолжается развитие способностей детей на базе
ведущих видов деятельности: учения, общения и труда.
В обучении формируются и развиваются
коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с
незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопони-мания, достигать
поставленных целей. В труде идет активное становление тех практических умений и
навыков, которые в будущем могут по-надобиться для совершенствования
профессиональных способностей.
Подростковый возраст отличается повышенной
интеллектуаль-ной активностью, желанием развивать, демонстрировать свои спо-собности,
получать высокую оценку со стороны.
Стремление к самообразованию - характерная
особенность и подросткового и раннего юношеского возраста.
Переход к подростковому возрасту характеризуется
глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они
касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростка со взрослыми людьми, сверстниками, уровня развития
познавательных процессов, интеллекта и способностей.
Центр физической и духовной жизни перемещается из
дома во внешний мир. В течение трех-четырех лет обучения в старших классах
школы оформляется мотивационная сфера человека, определя-ются его личные и
деловые интересы, проявляются профессио-нальные склонности и способности.
Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным
стрем-лением к личностному самосовершенствованию, - это самопоз-нание,
самовыражение и самоутверждение.
Быстро взрослеть подростка заставляют также
обстоятельства, связанные с физическими изменениями его организма.
Самый легкий способ достичь цели 'быть как
взрослый' состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. В то же
время в подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития
самосознания ребенка. Он обращает большое внимание на собственные недостатки.
Желаемый образ 'Я' у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей.
В 7 -8 классах подростки
начинают систематически зани-маться самовоспитанием. Они любят приключенческие,
романти-ческие фильмы и литературу, так как их героям присущи качества
мужественности, смелости, характер и сила воли.
В старшем подростковом возрасте многие мальчики начинают заниматься саморазвитием у