Рекомендации родителям
Особенности разных возрастных периодов
детей
Что делать, если...
:
-
Что делать, если:
:у Вас КОНФЛИКТНЫЙ ребенок
Определите причины:
- Возможно, конфликтность - следствие эгоистичности
ребенка. Если дома он - центр внимания и малейшее его желание выполняется,
то ребенок ждет такого же отношения к себе и со стороны других детей.
Но, не получая желаемого, он начинает добиваться своего, провоцируя
конфликты.
- Возможно, ребенок "заброшен", ему не
хватает в семье заботы, внимания, он испытывает обиду и злость и вымещает
в ссорах накопившиеся в его душе чувства.
- Возможно, ребенок часто является свидетелем ссор
между родителями или другими членами семьи и просто начинает подражать
их поведению.
- Конфликтное поведение ребенка - это сигнал, что и с вами,
уважаемые родители, что-то не так. Поэтому будьте готовы изменить
свое поведение.
Как себя вести с конфликтным ребенком:
- Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры
с другими. Обращайте внимание на недружелюбные взгляды детей друг на
друга или бормотания ребенка чего-либо с обидой.
-
Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого
ребенка в ее возникновении и защищая своего;
старайтесь объективно разобраться в причинах конфликта.
- После ссоры обсудите с ребенком причины ее возникновения,
определите неправильные действия ребенка, которые привели к конфликту;
попытайтесь найти иные возможные способы выхода их конфликтной ситуации.
- Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения
с другими: он может утвердиться в мысли, что конфликты неизбежны, и
будет продолжать провоцировать их.
- Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей: только
если во время ссор один всегда побеждает, а другой выступает "жертвой",
следует прерывать их контакт, чтобы предотвратить формирование робости
у побежденного.
Советуем поиграть:
- Попросите ребенка нарисовать его друзей, потом
рассказать что-нибудь о каждом.
-
С компанией детей сочините сказку, так чтобы каждый
по очереди добавлял свое предложение. Такое придумывание сказки помогает
детям выразить свою индивидуальность, высказать мысли, учит адекватным
способам взаимодействия - взаимопомощи, умению спокойно выслушать собеседника.
Что делать, если:
:у Вас ЗАСТЕНЧИВЫЙ ребенок
Определите причины:
-
Чаще всего застенчивость - результат реакции на
эмоцию страха, которая возникла у ребенка в определенный момент при
взаимодействии с другими людьми и закрепилась.
Работа по преодолению застенчивости требует осторожности и деликатности,
так как застенчивые дети могут отреагировать на вмешательство взрослых
совсем не так, как вы ожидаете.
Как себя вести с застенчивым ребенком:
- Расширяйте круг знакомств ребенка, чаще приглашайте
к себе друзей, берите малыша в гости, расширяйте маршруты прогулок,
учите его спокойно относиться к новым местам.
- Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться
полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных
вами; не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые
затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.
- Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе,
в собственных силах.
- Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений,
связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку
пришлось бы вступать в контакт с "чужим" взрослым.
Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание
общаться нужно, пока ребенок еще маленький, ведь с возрастом застенчивость
может закрепиться, стать стилем поведения, затрудняющим жизнь.
Советуем поиграть:
- Во время утренней гимнастики выполняйте разные
упражнения, подражая животным: потянуться как кошка, вытянуть шею как
жираф и т.д. Такая игра способствует раскрепощению.
- "Колдун" заколдовал ребенка так, что
он потерял голос. На все вопросы он должен отвечать только жестами и
мимикой. Игра направлена на овладение неречевыми средствами общения.
-
"Сказка". Предложите ребенку с вашей
помощью придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его,
опираясь на значение и звучание имени. Например: Марина - морская сказка
о девочке, живущей в море. Игра способствует лучшему осознанию себя,
развитию умения говорить о себе без стеснения, оценке лучших своих сторон.
Что делать, если:
:у Вас БЕСПОКОЙНЫЙ ребенок
Определите причины:
Если эмоциональная неустойчивость (то смех, то слезы,
то обида, то истерика) появилась неожиданно и вы вдруг стали замечать,
что ребенок начал обостренно эмоционально реагировать на все происходящее
вокруг, то причиной может быть:
- Кризисный возраст (6-7 лет). Ребенок учится управлять
своими эмоциями, проявлять их адекватно ситуации, но это пока не очень
хорошо получается.
- Недостаточно сильно развитое торможение. Ребенок
непосредственно, импульсивно реагирует на происходящее, так как не может
задержать эмоцию, оставить ее при себе. Торможение поддается тренировке
(начиная с 5-6 лет).
- Незнание ребенка, как ему выразить свое настроение,
отсутствие навыков владения способами проявить свою эмоцию.
- Неблагоприятные отношения внутри семьи, из-за
которых ребенок сильно переживает, накопленное напряжение, выплескивающееся
в эмоциональных реакциях.
Как вести себя с беспокойным ребенком:
- Избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку
делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать; четко
решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами
семьи.
- Своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте
свои эмоции, ведь он подражает вам в поведении.
- Уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он
никогда не чувствует себя забытым, но в то же время объясните ребенку,
что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять
и принять.
Помните, что истерические приступы чаще всего связаны
со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие.
Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, лучше, когда
ребенок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.
Помните, что управлять сложным миром эмоций даже взрослому человеку подчас
бывает трудно. Не требуйте от ребенка чрезмерного самоконтроля и наберитесь
терпения.
Советуем поиграть:
- Необходимо познакомить вашего ребенка с несколькими
основными эмоциями и с тем, как они проявляются.
- Научите вашего малыша расслаблять мышцы. Часто
эмоциональная неустойчивость у ребенка соседствует с двигательной закрепощенностью,
беспокойным сном, сильным внутренним напряжением.
- Во время чтения сказок, любых совместных игр просите
ребенка мимикой показывать чувства героев: радость, интерес, удивление,
печаль, страх, гнев.
-
Обращайте внимание ребенка на то, как приятно
состояние ненапряженности, спокойствия. После подвижных игр предложите
ему превратиться в соню, лентяя, расслабив при этом все мышцы тела.
Хорошо, если в минуты расслабления в комнате будет звучать тихая, спокойная
музыка.
Что делать, если:
:у Вас ЗАМКНУТЫЙ ребенок
Определите причины:
- В отличие от застенчивого ребенка, который хочет
общаться с другими, но не умеет этого делать, замкнутый ребенок не хочет
и не знает, как общаться.
- Истоки замкнутости лежат в раннем детстве. В младенчестве
для таких детей характерны беспокойность, плаксивость, общий сниженный
фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими
изменениями в укладе жизни. Позднее появляется страх перед чужими людьми,
долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую
ситуацию. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно
переносят даже непродолжительное ее отсутствие.
Как вести себя с замкнутым ребенком:
- Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите
его в новые места и знакомьте с новыми людьми.
- Подчеркивайте преимущества и полезность общения,
рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое
удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком.
- Стремитесь сами стать для ребенка примером активно
общающегося человека.
-
Если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия,
ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за
консультацией к психологу, который профессионально поможет решить эту
проблему.
Чудес не бывает: замкнутость не пройдет за
один день по взмаху "волшебной палочки". Наберитесь терпения
и приготовьтесь к длительной работе, которая должна проходить постоянно
в ходе
вашего общения с ребенком.
Советуем поиграть:
- "Незнайка". Взрослый задает ребенку различные
вопросы, а тот только разводит руками и пожимает плечами. Игра способствует
развитию выразительных жестов.
- Попросите ребенка рассказать о его сильных сторонах:
о том, что он любит, ценит, принимает в себе; о том, что дает ему чувство
уверенности в себе. Если ребенку трудно, можно говорить по очереди:
сначала он, потом вы, затем снова он и т.д.
- "Закончи предложение". Предложите ребенку
посочинять, закончить фразу (Я хочу... Я умею... Я смогу... Я добьюсь...).
- Совместные настольные игры. Хорошо, если участвуют
несколько детей.
- Фантастический рисунок (фигура). Предложите ребенку
начать рисовать (лепить) что-то неожиданное. Через некоторое время обменяйтесь
с ним рисунками, пусть он завершит вашу, а вы закончите его работу.
- Любые сюжетные игры. "Как будто" (например:
представь, как будто тебя пригласили на передачу "Смак").
Что делать, если:
:у Вас АГРЕССИВНЫЙ ребенок
Определите причины:
- Иногда агрессия ребенка - часть протеста против
чрезмерных требований взрослых. Это встречается в семьях, где родители
переусердствовали в отношении каких-либо действий, которые они считают
необходимыми.
- Агрессивные реакции могут появляться в ответ на
невыполнение желаний ребенка. Далеко не все разнообразные "хочу"
ребенка могут быть выполнены без неприятных последствий для самого ребенка
и взрослых, так что требования ребенка необходимо ограничивать. В таких
ситуациях
можно попробовать перевести активность ребенка в другое русло, это поможет
избежать конфликта.
- Агрессия может быть следствием переживаний, связанных
с обидой, ущемленным самолюбием.
Как вести себя с агрессивным ребенком:
- Помните, что запрет и повышение голоса - самые
неэффективные способы преодоления агрессивности; лишь определив причины
агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность
вашего ребенка будет преодолена.
- Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию,
сместите ее на другие объекты: разрешите ему поколотить подушку и увидите,
что в реальной жизни в данный момент агрессивность снизилась.
- Показывайте ребенку личный пример эффективного
поведения, не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания
о своих друзьях или коллегах, строя планы "мести".
- Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует,
что вы его любите, цените и принимаете его, не стесняйтесь лишний раз
его приласкать или пожалеть.
Советуем поиграть:
- Совместные настольные игры со сверстниками или
взрослыми.
- "Брыкание". Ребенок ложится на ковер
на спину и медленно начинает брыкаться, касаясь то правой, то левой
ногой пола. Постепенно увеличивается скорость и сила брыкания. На каждый
удар ребенок говорит "нет", увеличивая интенсивность удара.
- "Карикатура". Вместе с ребенком обсудите,
какие качества ему нравятся и не нравятся в других (в конкретном человеке).
Пусть ребенок нарисует портрет этого человека в шутливом виде.
- Сделайте вместе с ребенком куклу "Бобо".
К старой подушке пришейте руки и ноги, из кусочков ткани сделайте "лицо".
Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся
за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок
становится более спокоен в повседневной жизни.
Что делать, если:
:у Вашего ребенка нарушена САМООЦЕНКА...
Определите причины:
-
Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и
на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях
и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так
постепенно складывается наша самооценка.
В поведении ребенка можно увидеть такие проявления
самооценки:
- активность, находчивость, бодрость, чувство юмора,
общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны
детям с адекватной самооценкой;
- пассивность, мнительность, повышенная ранимость,
обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой;
- при завышенной самооценке дети во всем стремятся
быть лучше других.
В дошкольном возрасте самооценка очень подвижна. Каждое наше обращение
к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на его успехи и неудачи
- все это оказывает влияние на
отношение ребенка к себе.
Как вести себя с ребенком, у которого нарушена самооценка.
Если вы заинтересованы в формировании адекватной самооценки:
- Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел,
не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его
тем, что ему не по силам. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания
и получает удовлетворение от сделанного.
- Не перехватывайте инициативу у ребенка, поощряйте
его начинания, пусть он чувствует себя лидером, но также покажите, что
другие могут быть лучше его.
- Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить
его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и
наказание, должна быть соизмерима с поступком.
- Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка.
Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также
достичь этого.
- Показывайте своим примером адекватность отношения
к успехам и неуда чам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты
дела.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте
его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).
Советуем поиграть:
- Очень хороши традиционные игры: ПРЯТКИ, ЖМУРКИ.
- "Зеркало". Один ребенок - "зеркало",
он должен "отражать" (повторять) все движения того, кто в
него "смотрится".
- "Путаница". Дети стоят в кругу и держатся
за руки. Не разжимая рук, они запутываются, кто как сможет. Водящий
должен их распутать, также не разрывая рук игроков.
|