Психологическая служба гимназии
Если сравнить школу с живым, динамично развивающимся
организмом, то можно сказать, что специалисты психологической службы
призваны работать с душой такого организма. Тонкая, ювелирная работа
психологов нацелена на создание и поддержание в гимназии, работающей
в инновационном режиме, психологического комфорта. Одна из составляющих
психологического комфорта - доверие друг к другу педагогов, учащихся,
родителей. Доверие рождает принятие и понимание. Такая особая атмосфера
позволяет учащимся успешно усваивать образовательные программы с интересом
и радостью.
Как создается такая атмосфера? Вся работа психологической службы планируется
в соответствии с перспективной Программой развития гимназии.
Психологическое сопровождение начинается в группе прогимназии. К
настоящему времени накоплен опыт раннего психологического просвещения
детей в возрасте 5 лет на занятиях авторского курса " Я и мы".
Занятия проводятся в форме свободного диалога, используются элементы
психологического тренинга, сказкотерапии. Основная цель занятий - активизация
и формирование у детей умения отслеживать собственное состояние, понимать
эмоциональные состояния других детей и взрослых, доброжелательно реагировать
на различные ситуации.
В классах, работающих в режиме полного дня (5-9кл.) с индивидуальной
траекторией развития, психолог помогает снять напряжение после учебного
дня на занятиях по программе "Сам себе психолог", учит справляться
с негативными эмоциональными состояниями, адекватно оценивать свои поступки
и поступки одноклассников.
Рассматривая работу психологической службы, нельзя обойти вниманием
такое важное направление как консультирование учащихся(300-350 индивидуальных
консультаций в год) . В течение нескольких лет систематической работы
удалось создать ситуацию, когда дети самостоятельно формируют вопрос
для психологической консультации, и знают, когда и как обратиться к
специалисту, какие можно решать проблемы. Стало традицией вести неторопливые
"разговоры на диване" с детьми о внутренних, иногда очень
глубоких переживаниях и проблемах. В старом фильме"Доживем до понедельника"
звучит фраза:"Счастье-это когда тебя понимают" , а мы можем
добавить: "и принимаюттаким, каков ты есть".
Психологической службы накоплен значителый опыт проведения психодиагностической
работы, направленной на изучение школьников в период всего обучения,
определение индивидуальных особенностей, составление рекомендаций с
помощью основных методов психологии: наблюдение (прямое и скрытое, включенное
и невключенное), письменные и устные опросы, проведение экспертных оценок,
вербальных и невербальных методик; тестов, тестов-заданий, проективных
методик, методики анализа биографических данных, анализ результатов
деятельности;
Данные психодиагностики заносятся в индивидуальные карты. Для представления
данных, полученных в ходе обследования, на родительских собраниях, педсоветах,
методобъединениях используются компьютерные возможности информационного
Центра гимназии.
Широкий спектр психодиагностических средств используется при построении
занятий по курсу "Психология профессионального самоопределения"
со старшеклассниками. Курс строится на основе трехфакторной модели Ф.Парсонса:
первый фактор-изучение требований профессии к человеку; второй фактор-сопоставление
требований и качеств, третья фаза-составление рекомендаций. В рекомендации
включены также данные компьютерного теста "Профориентатор",
разработанного сот рудниками МГУ.
Критерием оценки работы психологической службы, конечно, является не
количество консультаций, и не даже хорошо представленный материал диагностических
исследований, а создание условий для психологического здоровья учащихся,
которое позволяет каждому маленькому человеку определить свой жизненный
путь и идти по нему, реализуя весь свой потенциал.