Психологическая служба гимназии
Психологическая служба гимназии
| Здоровьесберегающие технологии
Ребенок долго учится жить;
он учится самоучкой,
но ему помогают старшие люди,
которые уже приучились жить, существовать.
Наблюдать за развитием сознания в ребенке
и за осведомленностью
в его окружающей неизвестной действительности
составляет для нас радость.
Андрей Платонов
Если сравнить школу с живым, динамично развивающимся организмом, то можно сказать, что психолог призван работать с душой такого организма. В гимназии трудится Калинина Евгения Александровна- педагог-психолог высшей категории.
Тонкая, ювелирная работа психолога нацелена на создание и поддержание в гимназии, работающей в инновационном режиме, психологического комфорта. Одна из составляющих психологического комфорта - доверие друг к другу педагогов, учащихся, родителей. Доверие рождает принятие и понимание. Такая особая атмосфера позволяет учащимся успешно усваивать образовательные программы с интересом и радостью. Как создается такая атмосфера? Вся работа психологической службы планируется в соответствии с перспективной Программой развития гимназии.
Все психологические занятия проводятся в форме свободного диалога, используются элементы игротерапии, сказкотерапии, психологического тренинга.
Основные задачи занятий - помочь ученику научиться понимать свое эмоциональное состояние и эмоциональные состояния других детей и взрослых; развивать умение управлять своими чувствами; научиться организовывать свое поведение.
В отделении начальной школы (1-4 класс) психологическая работа в первую очередь направлена на адаптацию первоклассников к школе. Программа «Я - школьник» через игру постепенно погружает ребят в атмосферу школы.
Одним из процессов, которые сопровождают ученика в школе, является общение с большим количеством детей и взрослых. Чтобы ребенок мог успешно взаимодействовать с окружающими, эффективно включаться в межличностное взаимодействие, нами разработана и проводится программа «Остров Дружбы».
Особое внимание уделяется учащимся параллели 5-х классов. В течение первого полугодия с ними проводятся тренинговые занятия «Первый раз, в пятый класс!» (автор Е.Г.Коблик) направленные на развитие различных форм адаптивного поведения учащихся в среднем звене.
В классах, где учатся дети подросткового возраста (6-7 классы) занятия по программе «Планета общения», помогают снять напряжение после учебного дня, учат справляться с негативными эмоциональными состояниями, адекватно оценивать свои поступки и поступки одноклассников.
Очень актуален для наших старшеклассников вопрос профессионального самоопределения. Учитывая этот запрос, психологическая служба предоставляет учащимся широкий спектр психодиагностических средств направленных на выявление профессиональной направленности.
А также элективный курс «Когда общение становится профессией», цель которого содействие профессиональному самоопределению учащихся путём знакомства их с профессиями, основным предметом труда в которых являются люди, группы, общности людей.
Рассматривая работу психологической службы, нельзя обойти вниманием такое важное направление как консультирование учащихся: 200-250 индивидуальных консультаций в год и постоянные групповые консультации на классных часах.
В течение нескольких лет систематической работы удалось создать ситуацию, когда дети самостоятельно формируют вопрос для психологической консультации, и знают, когда и как обратиться к специалисту, какие можно решать проблемы. Стало традицией вести неторопливые "разговоры на диване" с детьми о внутренних, иногда очень глубоких переживаниях и проблемах. В старом фильме "Доживем до понедельника" звучит фраза: "Счастье-это когда тебя понимают", а мы можем добавить: "и принимают таким, каков ты есть".
Критерием оценки работы психологической службы, конечно, является не только количество консультаций, и хорошо представленный материал диагностических исследований, а создание условий для психологического здоровья учащихся, которое позволяет каждому ребенку определить свой жизненный путь и идти по нему, реализуя весь свой потенциал.
Здоровьесберегающие технологии
Выполняя социальный заказ общества, мы ориентируемся не только на воспитание поколения с высоким уровнем культуры и знаний, но и на сохранение физического и психического здоровья учащихся. С этой целью в гимназии создан центр (кафедра) Здоровья. Среди выполняемых им функций: массаж, обеспечение кислородными коктейлями; консультации окулиста, стоматолога.
В гимназии сформированы определённые традиции и есть достойные наработки по обеспечению условий для сохранения здоровья участников образовательного процесса.
Работа ведётся с тремя основными категориями:
- Педагогический коллектив, ответственный за организацию учебной деятельности с учетом здоровьесберегающих технологий:
- строгая дозировка учебной нагрузки;
- построение урока с учетом работоспособности учащихся;
- использование здоровьесберегающих технологий на уроках: динамические паузы, специальная гимнастика для глаз, чередование и смена видов деятельности и др.;
- благоприятный эмоциональный настрой и т.д.;
- поддержка здоровья педагогов: диспансеризация, осмотры врача-окулиста, занятия аэробикой, тренажерный зал.
- Родители, с которыми проводится просветительская работа по пропаганде здорового образа жизни (тематические беседы на родительских собраниях, занятия Родительского клуба).
- Учащиеся:
- с помощью учителей физкультуры активно занимаются укреплением здоровья на занятиях физкультуры, в спортивных секциях, во время проведения спортивных праздников и «Дней здоровья».
- На уроках ОБЖ, биологии и классных часах ведётся профилактическая работа среди учащихся по предупреждению применения наркотических веществ.
- В рамках психологической службы проводятся тренинги, лекции-практикумы и консультации для поддержания психоэмоционального здоровья учащихся.
По программе сохранения и развития здоровья в гимназии проводятся следующие мероприятия:
- приём кислородных коктейлей;
- соблюдение питьевого режима (каждый кабинет оснащён кулером с питьевой водой);
- профилактические мероприятия по предупреждению ОРВИ (регулярное проветривание классных помещений, ежедневная влажная уборка помещений гимназии);
- соблюдение графика прививок;
- консультации врачей–специалистов (окулист, стоматолог (в гимназии оборудован стоматологический кабинет);
- проведение классных часов по тематике ЗОЖ, бесед со специалистами «Института санитарии и гигиены»;
- регулярное проведение подвижных игр во время прогулок на свежем воздухе и в соответствии с утверждённым графиком в спортивном зале.
- проведение «Дней здоровья», проведение спортивных праздников, также проведение соревнований совместно с родителями «Папа, мама, я – спортивная семья».
- создание программ «Нет – наркотикам», «Зрение», «Осанка» и т.д.
- организация сбалансированного питания с широким использованием свежих овощей, фруктов, молочных продуктов, отсутствие в меню продуктов, содержащих ГМО;
- проведение психологических тренингов для формирования благоприятного морально-психологического климата среди всех субъектов образовательного процесса.
- психологическая служба гимназии осуществляет наблюдение за образовательной деятельностью обучающихся начальных классов и сопровождение их в процессе адаптации при переходе на новую ступень образования: диагностику уровня тревожности, уровня готовности к школе, уровня развития личностно-мотивационной сферы, тренинги межличностного общения учащихся (средние и старшие классы), проведение упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков; посещение уроков психологами и администраций с целью своевременного и последовательного психолого-педагогического сопровождения обучающихся, прежде всего в процессе адаптации обучающихся. Организована работа «Родительского клуба» с проведением психологических консультаций для родителей;
- индивидуальные консультации учащихся, родителей, преподавателей;
- составление рекомендаций для учащихся, классных руководителей, учителей и родителей по итогам диагностических исследований;
- организация выступлений психологов и медицинских работников на открытых родительских собраниях, на малых педсоветах гимназии;
- развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся (дооборудование кабинетов психологической разгрузки, тренажерного зала).
На уроках ОБЖ и классных часах проводится разъяснительная работа среди детей и подростков по предупреждению применения психически активных веществ, профилактике вредных привычек.
Для девочек 9-11 классов проводятся лекции «О женском здоровье».
На родительских собраниях поднимаются вопросы укрепления здоровья детей, важности приобщения с детства к здоровому образу жизни, актуализации ценности здоровья.
Для формирования благоприятного морально-психологического климата среди всех субъектов образовательного процесса работает психологическая служба гимназии.
|